Российский футбольный фанатизм оказался на перепутье. От того,
по какому пути он двинется дальше, будет зависеть спокойствие на
наших стадионах до, после и во время футбольных матчей.
Обязателен ли для российских фанов "британский" путь и связанное
с ним насилие, или в нашей стране возможна "скандинавская"
модель, определяемая понятием "roligans" (не путать с
"hooligans")? Для начала обратимся к истории.
Реально о существования фан-движения в России, которое являлось
бы носителем определенной субкультуры, можно говорить с 70-х
годов 20 века. В то время появились первые фан-мобы (кто знает
что такое моб, тот понимает), постоянно совершающие определенный
набор практик: выезды на матчи, специфическое поведение на
стадионе (типа траблов с ментами на секторах) и прочее. Они
использовали специальную символику, появился сленг и другие
атрибуты субкультуры. Правда, фан-движение не стало массовым,
из-за сильного сопротивления со стороны власти и общества. В
общем о каком фанатизме можно было говорить в совковые времена.
Активное противодействие этому явлению со стороны социальных
институтов советского общества (типа ментов и т.д.), из-за его
несоответствия традиционным культурным стереотипам, гасило новое
социальное образование и численно, и территориально.
Территориально фан-движение ограничилось рядом крупных городов:
Москва, Ленинград, Киев и др., а численно не превышало
нескольких сотен человек. Однако надо отметить, что все лидеры
современного фан-движения начинали именно в это время, что и
создало им авторитет в фан-движении.
После распада советского общества фан-движение стало расширяться.
На Западе фан-движение развивалось чрезвычайно бурно, но в
советский период истории нашего общества, граждане практически
нифига об этом не знали, фанаты западных клубов стремались
поездок в Советский Союз, поэтому фан-движение развивалось в
информационном вакууме. По мере демократизации общества
российское фан-движение получало все больше информации о
фан-движении в других странах, и значительно возросло количество
контактов с ultras других стран. Все это способствовало
повышению интереса к новому явлению, и, следовательно, сделало
его более популярным и массовым.
В постсоветском этапе развития фан-движения следует выделить 2
этапа. Первый охватил временной этап с конца 80-х годов по
1994-1995 годы. Несмотря на то, что фан-движение по-прежнему
остается территориально локализованным по сути лишь в 2 городах
(Москва и Санкт-Петербург), оно прибавляет численно. Численность
бандерлогов стала измеряться несколькими тысячами человек (пожалуй,
около 5-7 тысяч), наиболее крупные мобы были у московских команд:
"Спартак", "ЦСКА", "Динамо".
Второй этап начался после 1995 года и продолжается до сих пор.
Именно во второй период начинают создаваться малочисленные мобы
(20-30 рыл). Преимущество создания малочисленных группировок в
том, что в таких группах значительно теснее коммуникации, потому
подобные образования более жизнеспособны. Кроме того, члены
фан-групп, чувствуют себя более защищенными от нападок со
стороны представителей враждебных фан-движений, милиции . У
фан-движения появляются определенные финансовые ресурсы, так как
многие фан-движения находят поддержку у руководства клубов, а
также формируется система членских взносов в рамках фан-групп. У
каждой московской команды возникает по 5-6 малочисленных, но
очень сильных мобов.
Далее следует поговорить о крутости моба или отдельного
бандерлога. Если говорить о лидерстве и авторитете в среде
футбольных фанатов, то авторитет фаната зависит, прежде всего,
от числа совершенных "выездов". Существует специальная иерархия
выездов - чем дальше пердь, тем почетнее - кроме того,
существуют еще всякие "двойники", "тройники" (выезд в 2 или 3
города подряд без заезда домой). Если на выезд едет мало фанатов,
то это также повышает их авторитет. Также на авторитет фаната
влияют и некоторые другие факторы.
Фан-движение в настоящий момент расширилось и численно, и
территориально. Практически во всех городах, имеющих свои клубы
в высшем футбольном дивизионе и у ряда клубов первого дивизиона,
появляются свои фирмы. Наиболее крупные региональные фан-группы
находятся в Волгограде, Владике, Ярике, Самаре и т.д. Правда,
крупными их можно назвать только относительно прочих
региональных фан-групп, так как их численность не превышает
нескольких сотен человек.
Если попытаться оценить численность общероссийского фан-движения,
то она составляет примерно 45-50 тысяч рыл. По конкретным
командам это распределено так: "Спартак" (Москва) - около 15
тысяч, "ЦСКА" (Москва) - около 10 тысяч, "Динамо" (Москва), "Зенит"
(Санкт-Петербург) - 6-8 тысяч, "Торпедо", "Локомотив" (Москва) -
3-5 тысяч, региональные команды (в сумме) - 2-3 тысячи.
Кроме того, фан-движение может резко увеличить свою численность
в случае какого-то чисто футбольного успеха: выход в высшую лигу,
победа в чемпионате, успешная игра в еврокубках и т.д. Наиболее
характерные примеры такого рода московский "Локомотив" и
Питерский "Зенит".
Московский "Локомотив" традиционно был наименее популярной
московской командой, но удачные выступления в российском
первенстве и европейских кубках существенно увеличили число его
болел и фанатюг. То же самое и с "Зенитом". В то время когда "Зенит"
выступал в первой лиге численность его фан-движения составляла
всего несколько сотен человек, но как только он вышел в высшую
лигу число фанатов сразу увеличилось в несколько раз и с тех пор
постоянно растет.
Таким образом, к настоящему времени фан-движение стало
по-настоящему массовым явлением, которое не ограничилось
несколькими крупными городами, а постепенно распространяется по
всей стране. Что не может не радовать. УРА!!!
Теперь мы приведем в пример другую статью, присланную в газету "Известия"
одним футбольным фанатом:
Развилка.
Заранее прошу прощения у братьев-фанатов из нестоличных русских
городов - о них сегодня речь не идет. футбольный фанатизм на
периферии возник по примеру Москвы и Питера и только после того,
как в провинцию наведались столичные или питерские фанатики. А
потому до осмысления самих себя пока не доросли даже довольно
старые фанбанды, вроде свердловчан, воронежцев или волгоградцев.
Лицо русского футбольного фанатизма губернские группировки
сегодня не определяют.
Москва! Как много в этом звуке...
Российский футбольный фанатизм действительно начался с Москвы и
с "мяса", то есть со "Спартака". Окончательно красно-белая банда
сформировалась во время пребывания "Спартака" в первой лиге, и с
самого начала ей были присущи все типично московские черты.
Поставьте себя на место человека, которого ненавидят в любом
населенном пункте за пределами Московской кольцевой автострады.
Что вы будете чувствовать и испытывать, приезжая в другой город?
К тому же в высшей лиге чемпионата СССР собственно российских
команд было не так уж и много, зато хватало команд из союзных
республик. А там (и в первую очередь на Украине) Москву
ненавидели еще пуще, чем в российской глубинке, а уж тем более
-"Спартак". Соответственно, любой "мясной" (а уже потом - и
прочие, поехавшие по стране за любимыми клубами) должен был
находиться в "постоянной боевой готовности", чтобы биться по
первому кличу. Когда в начале 80-х спартаковского фэна просто
хватали за розетку (шарф), он в ответ стучал недоумкам в "табло".
Даже ленинградцам такое по тем временам было в диковинку.
Говорят что москвичей не любят, потому что жители столицы много
задаются и смотрят на других свысока. А кто-нибудь хоть раз
задумался, почему так ведет себя самый обыкновенный москвич? Да
ведь в его город испокон веку прутся все, кому не лень! Он не
может выйти на улицу, чтобы его не схватили за рукав и не
спросили "как пройти туда-то и туда-то". В советские времена
москвичу было не протолкнуться в продуктовом магазине: толпы
приезжих с вытаращенными глазами скупали колбасу и сыр. За что,
спрашивается, ему любить иногороднего, чужака?
А еще в последние годы в Москву понаехало много людей из
провинции - начиная с казанской и прочей "братвы", и заканчивая
разбогатевшими мелкими торговцами. Среди "новых русских",
которых в первопрестольной сейчас пруд пруди, далеко не все -
русские люди. Поближе кденьгам прикатило и несметное количество
жителей солнечного Кавказа. И наоборот - не всем москвичам,
особенно молодым, досталась нормальная работа, закрылись цеха
крупных заводов и фабрик. Я думаю, неудивительно, что среди
сегодняшней московской молодежи больше, чем где бы то ни было
сторонников скинхэдовской, то есть "бритоголовой идеи", которая
связана с ненавистью и национальной непримиримостью. А когда
такие люди пошли в фанатизм, московские фан-группировки, начиная
с FLINT'S CREW одна за другой в открытую сделались
националистическими и экстремистскими. И сказали, что
это-настоящий, "британский" фанатизм.
Если бы "кони" не дрались, они бы не выжили.
Кроме "столичной психологии" московский путь "Hooligans" стоит
еще на двух китах. Люди ведь становятся фанатами вовсе не из-за
одной только любви к футболу. Молодому парню всегда хочется
заявить о себе, противопоставить себя родителям, учителям,
закону, обществу -словом, тому, что над ним. И старый добрый
советский фанатизм такую возможность парням давал. Сейчас же,
когда человека не сажают в кутузку только за то, что носит цвета
любимого клуба или идет по улице со "странной" прической,
обывателям противостоят не футбольные фанаты и даже не панки.
Обыватели сейчас боятся национал-большевиков и скинхэдов. А
шарфик с надписью "Спартак" или "Динамо" сегодня такая же деталь
современного городского пейзажа, как пионерский галстук в
советские времена.
Ну и, наконец, давайте вспомним историю самого столичного
фанатизма. Единственная из всей страны Москва до сих пор имеет
несколько команд в высшей лиге, так же было и когда зарождался
фанатизм. И потому быть футбольным фанатом в столице с самого
начала значило одно: драться. Лучший пример - фаны ЦСКА, RED
BLUE WARRIORS. Они стали самой боеспособной группировкой не от
хорошей жизни: у них в генах нацеленность на драку. И сейчас
народ в большинстве своем более за "Спартак", а в начале 80-х
это вообще было что-то жуткое. И нацепить на себя какой-нибудь
армейский символ мог только очень мужественный человек. "Коней"
били везде. С момента появления их банды "мясные" просто не
давали ей проходу. Если б "кони" не дрались, они бы вообще не
выжили. Поэтому война-их знамя, а сами они - настоящие WARRIORS,
то есть воины.
Стоит ли удивляться, что понятия "футбольный фанатизм" и "драки"
в Москве для многих значат одно и то же.
Слушай, Ленинград, я тебе спою...
С Питером все иначе. Ленинградцев в бывшем СССР любили и любят
до сих пор. Если сине-бело-голубым и приходилось биться, то
большей частью в Москве, в Прибалтике, да еще на том же Кавказе.
Наш город другой по самой своей сути изначально, со времен его
основания государем Петром Великим, с тех самых пор, как здесь
начали селиться званые императором иноземцы - голландцы,
англичане, немцы, французы... В генах петербуржцев - не дикость
и азиатчина, а уважение к другому человеку, его религии,
традициям, привычкам, симпатиям. У нас нет "комплекса чужака",
мы относимся к ним, как и подобает северянам - спокойно,
взвешенно, умиротворенно.
Нам есть, за что любить свой город, и в этом - сила нашего
питерского патриотизма. И в основе нашего отношения ко всему на
свете лежит не отторжение, не воинственность, не агрессия, а
ЛЮБОВЬ.
Ленинградский петербургский футбольный фанатизм вобрал в себя
лучшие традиции самого европейского и самого интеллигентного
города России. Мы любим свой "Зенит"-и поэтому слагаем о нем
больше песен и стихов, чем любая другая фан-банда.
Мы любим свой клуб - и потому объездили следом за ним весь Союз,
до Намангана и Ферганы на юге, Владивостока и Находки на востоке
и Кенига на западе.
Мы любим свой "Зенит" - и ЛЮБОВЬ главное для нас во всем, чтобы
мы ни делали. ЛЮБОВЬ, а не ДРАКА.
"Кто на нас с мечом..."
По московским меркам во время матча верх фанатизма - раздеться
по пояс в холодную погоду. Дескать, "круто", и когда видишь
такое, мурашки по спине. Но какая польза команде от этой "крути"?
Другое дело, когда смотришь трансляцию из Манчестера, а там поет
целый стадион в один голос, да еще как! Вот от чего по спине
бегут настоящие мурашки... И настоящий западный футбольный
фанатизм -это вовсе не то, что предлагают "флинты": "Вали коней,
вали мусорню, пока ублюдки не умрут".
Лучшие черты европейского футбольного фанатизма - это звуковая
поддержка британцев (с их песнями и скандированием) и зрительная
-итальянских тиффози (с их флагами, транспарантами и т. д.). Это
как раз те вещи, которые отличают футбольных фанатов от
обыкновенных хулиганов, и "NEVSKY FRONT" приблизился к
европейскому фанатскому идеалу ближе любой другой фан-банды
России.
Мы хотим изменить мнение о футбольном фанатизме, как о занятии
дегенератов и пропойц. Поэтому " NEVSKY FRONT " намерен стать
реальной силой не только с экстремистской, а и с человеческой
точки зрения. Силой, влияющей на умы и сердца - и болельщиков, и
футболистов, и властей.
Питерский путь - это не путь насилия. Мы не "Hooligans".
Мы - свободные люди и хотим свободно приезжать, куда мы хотим,
болеть, за кого мы хотим, и не скрывать этого, пряча цвета и
флаги. Кстати, наше поражение на "Щелчке" было очень питерским.
Мы ехали, в Москву не затем, чтобы драться, и потому проиграли.
Но тем, кто рассчитывает и дальше ходить на нас "с мечом",
советуем вспомнить уроки отечественной истории.
статья
из газеты "Известия", написал: Капитан hooligans.ru
|